Размышления о критериях выбора фотографа на свадьбу (не про деньги)

Статья для женихов и невест. Изложены размышления о моментах, на которые стоит обратить снимание при выборе фотографа. Статья не истина в последней инстанции. Только мое мнение.

Свадьба. Хлопотная суета перед предстоящим торжественным моментом. Это хлопоты безусловно приятные. Но будут и вопросы, с которыми вам случиться столкнуться первый раз и важно не дать им поставить себя в тупик. Врятли найдется человек, который холодно отнесется к дню собственной свадьбы. Потому большинство пар хотело бы запечатлеть на память эти эмоциональные моменты, яркие эмоции и переживания. Одна из услуг, которые заказываются не каждый день - фотосъемка.

Если свадебному альбому Вы уделяете внимания не более, чем фотографиям с очередного дня рождения, а основной критерий выбора фотографа для Вас это цена, то далее не читайте, не теряйте свое время. О цене не будет ни слова, а фотографа под необходимый бюджет Вы без труда найдете в интернете, существенной разницы скорее всего Вы не заметите - выбирайте под бюджет.

Данная статья будет полезна только, если стоит проблема выбора человека, способного создать не просто серию хронологически связанных снимков, а мастера, способного увидеть ваш внутренний мир и создать фотоальбом, при просмотре которого каждый раз будет накрывать волной эмоций, фотографа, способного материализовать на фотобумаге ваши чувства. Вам предстоит выбрать человека, который сделает для Вас нечто, что останется с Вами на всю жизнь. Уделите статье некоторое время, прочтите до конца.

Для человека, по роду деятельности не связанному к фотографией, бывает весьма сложно не то что выбрать конкретного фотографа, а даже определиться с критериями предстоящего выбора. В этой статье определены некоторые из них. Ключевые, наиболее явные. Причем информация будет преподнесена не совсем привычно, формат будет отличаться от стандартных обзоров и рекламных текстов. Рассмотрение данных критериев не даст ответа на вопрос кого предпочесть, но понимание рассматриваемых аспектов выбора фотографа позволит сформировать представление о том, на что обратить внимание при выборе. Идеализировать эти факторы не стоит, в каждой ситуации могут быть исключения. Но для большинства случаев эти критерии окажутся верными.

Итак. Как и в любой сфере, у любого предмета или услуги есть признаки объективные, то есть общеизвестные и признаваемые большинством. Есть также субъективные, то есть оценочные, признаки имеющие различный вес для разных людей. Насколько важны субъективные можете решить только Вы. Объективные будет описаны согласно сложившимся о них общепринятым представлениям.

По сути объективно Вы можете оценить только техническую оснащенность,  наличие или отсутствие портфолио, возможность формального закрепления отношений с фотографом и наличие дополнительных услуг (услуг не творческого характера), которые могут быть измерены деньгами. Все остальное это либо критерии, которые могут лишь косвенно помочь в выборе, либо вовсе факты интерпретируемые всеми по-разному.

Фототехника - рабочий инструмент фотографа. От фотокамеры зависит многое, но далеко не все. Часто можно встретить мнение, что гений снимет шедевр и дешевой мыльницей, а то и чем похуже. Это верно. Но лишь на первый взгляд и отчасти. Объективно уровень используемого оборудования является косвенным критерием успешности и востребованности фотографа. Если человек на высоком уровне делает свою работу, создает продукт на который существует устойчивый спрос, то ситуация его коммерческой неуспешности представляется маловероятной. И наоборот, если фотограф использует в работе комплект аппаратуры стоимостью в десятки тысяч долларов/евро, то вероятность, что рассматриваемый вами кандидат новичок или фотограф-любитель также маловероятен. Предполагать, что человек без финансовых затруднений станет использовать низкопробные орудия труда (дешевую аппаратуру), имея возможность приобрести технику высокого класса, скорее наивно. Доступность информации в интернет позволяет очень легко определить стоимость аппаратуры. Водораздел любительской техники и профессиональной находиться в районе 170-200 тысяч рублей.  Если фотограф заявляет, что снимает камерой стоящей более этой суммы - врятли он приобрел ее случайно. Человек с камерой за 50-70 тысяч запросто может оказаться фотолюбителем, ищущим временный заработок. Подобная техника имеет малый ресурс, а значит профессионал не выберет ее в качестве рабочего инструмента, т.к. съемок у него не мало. Это уже вопрос риска заказа человека без опыта.

Портфолио - коллекция работ. Она должна быть. Видимо не стоит объяснять, что отсутствие портфолио верный показатель отсутствия опыта. Портфолио может быть представлено как в виде отдельных фотографий, так и в виде примеров законченного продукта - альбомов, слайдшоу и тд. Чем больше хороших фото Вы увидите, тем больше шанс, что не будете разочарованы результатом своей фотосессии. Принято показывать несколько съемок, желательно не менее 50 фото с каждой. Видите на фото одну и ту же невесту - перед Вами новичок. Печатное портфолио должно быть выполнено в достаточном для детального просмотра формате, поэтому если на встречу фотограф принес только ноутбук или “колоду” фотографий в конверте, то стоит насторожиться. Если фото еще и меньше А4 - это запросто могут быть не его фотографии, а напечатанные с чужого интернет-сайта.
Чем серьезнее фотограф, тем более дорого выполнено его портфолио.

Свадебная фотография - это коммерческая фотография. Несколько комично звучит, но да - это искусство за деньги. Один из критериев, демонстрирующих серьезность отношения фотографа к взаимоотношениям с клиентами, это наличие документальной закрепленности - договора. Объективно - если он есть это однозначно не минус, а плюс. Подробно рассматривать этот критерий особого смысла нет.

Фотосъемка это основное, что Вы ждете от фотографа. Часто фотограф может предложить сопутствующие услуги - как за дополнительную плату, так и даром. Например, один из бесплатных бонусов - свой транспорт. Также фотографы высокого уровня редко отдают фотоснимки без обработки. Может также предлагаться несколько видов оформления фотографий, демонстрироваться какие-то авторские альбомы, эксклюзивные вещи и тд. Чем больше перечень возможных услуг, чем шире спектр возможного расширения заказа, тем больше шанс, что Вы обратились к профессионалу. И наоборот, если Вам предлагают только фото на диске и печать, которую Вы и сами в состоянии заказать в любой фотолаборатории, то есть вероятность, что Вы общаетесь с фотографом начального уровня или вовсе любителем. В большинстве случаев рассказ, что человек может сделать, но без демонстации демо-образца означает, что фотограф этого ни разу не делал. Дальше встает все тот же вопрос риска заказа дилетанта.

Немного упрощенно можно сказать, что фотографии бывают красивыми и не красивыми. Кто это решает? - естественно, смотрящий. Одному увидится шедевр, другому - безвкусица. Поэтому первый, наиболее субъективный критерий, как это ни странно - нравятся ли снимки или Вам достаточно именитости автора. Свадебный альбом фотограф делает для Вас. С этим сложно поспорить. Если Вам не нравиться то, что предлагается, даже в том случае, если Вы знаете, что фотограф известный и признанный в своей сфере - как быть? Вам нужны фотографии которые будут нравиться или которыми Вы будете гордиться только из-за авторства?
Иными словами, возможна ситуация, когда фотоснимки человека без регалий и опыта в свадебной фотографии Вам окажутся ближе и понятнее, чем фотоснимки человека со стажем и признанного каким-либо сообществом равных ему профессионалов. Нужно понимать, что профессиональных сообществ очень много, членство в них может как говорить о том, что человек принадлежит к элите профессии, так и лишь о том, что он работает в этой индустрии. В частности в области свадебной фотографии есть “клубы по интересам” в которые может вступить каждый желающий, причем не обязательно соответствовать каким-то критериям. Есть ассоциации с платным членством. Союзов и ассоциаций членство в которых подразумевает прохождение какого-либо конкурсного отбора в России не существует. Все что Вам встретиться в интернете - профанация. В любую ассоциацию сможете вступить даже Вы сами - это не шутка, никто Вам не откажет. Есть международные. Основные - WPPI и WPJA.  Если упрощенно - первая объединяет свадебных портретистов,  критериев приема нет -  оплатил внос и ты участник. Вторая журналистов, требует демонстрации именно репортажных фото. Обе основаны на платном членстве.

Нужно понимать, что в любой ассоциации, как с отбором, так и без, как с платным вступлением, так и вступлением без оплаты (впрочем бесплатных не припомню), есть как гениальные фотографы, так и заурядные представители индустрии. Часто люди доверяются общественному мнению, так как не разбираются в том или ином вопросе. Может сложиться ситуация, когда у фотографа на сайте будут висеть значки членства во всех ассоциациях разом, но его работы Вам совершенно не понравятся. Чему довериться: своим глазам или "регалиям" - это один из субъективных моментов. Как поступить - решение за Вами. Обе позиции имеют право на существование.

Второй субъективный критерий связан с личностью фотографа. Второй по порядку, но не по значимости. Это может Вам показаться странным, об этом редко говорят, потому этому фактору многие молодожены не уделяют достаточного внимания и оттого разочарование в результате становиться полной неожиданностью. Речь идет о психологической совместимости личностей. Вам могут понравиться фотографии, впечатлить альбомы, подкупить регалии. Но на снимках не Вы, а люди, которых Вы не знаете, не знаете как делались эти снимки. Вам предстоит провести с выбранным фотографом весь день. Такой важный для Вас день. Если Вы будете некомфортны друг другу, то не обязательно, но есть шанс, что сложиться ситуация негативная для обеих сторон. Вы не сможете расслабиться и насладиться радостью этого дня, будете вынуждены прятать свои эмоции, а возможно и вовсе будете стесняться происходящего и замкнетесь. Фотограф же в свою очередь, потеряв настрой и контакт с Вами, наделает заурядных снимков и не сможет раскрыть ваши чувства на фотографиях. Этот критерий относиться, безусловно, к ситуации когда заказывается не фотограф для протокола, а когда пара ожидает творческого подхода и рассчитывает на фотографии, имеющие художественную выразительность и ценность. Нужно понимать, что фотография создается совместными усилиями снимаемого и фотографа. Если не возникает понимания и комфортного общения, то остается надеяться лишь на мастерство фотографа и его опыт, которые позволят сделать хорошие фотографии. Но совсем другие, чем могут получиться при открытости и отсутствие каких-либо внутренних барьеров. Именно поэтому невозможно выбрать фотографа то сухим фактам его биографии или его сайту в интернете. С предварительно понравившимся кандидатом обязательно нужно встретиться, побеседовать, обсудить ваши пожелания и представление о том, как Вы видите результат. Обычно получасовой беседы  при просмотре портфолио бывает достаточно, чтобы примерно выяснить манеру поведения человека, определить понимаете ли вы друг друга.

Самое важное, с чем вам нужно определиться - насколько Вам искренне важен свадебный фотоальбом. Насколько высок ваш внутренний ценз для этой вещи. И исходя из этого, и с учетом перечисленных выше моментов, подбирать человека на роль свадебного фотографа.

Обдумайте написанное выше. Удачного Вам выбора!

© 1999-2016 «Фотограф Михаил Голубев» Rambler's Top100 Свадьба.Net.Ru Карта сайта
Для закрытия окна — нажмите на изображение
Логин
Пароль