Свадьба - спорт фотопрофессионалов, или шесть ошибок начинающего свадебного фотографа.

Статья опубликована в разделе "Фотошкола" журнала "Фотодело" (№10, октябрь 2006)


Свадебное фото - все как в спорте!

С годами свадебное фото у меня стало ассоциироваться со… спортом. Нет, ни в коем разе не жалуюсь уважаемому читателю на спринтерские забеги во время прогулки молодых или прыжки в высоту на выкупе невесты, без которых свадьбу трудно представить. Хочу лишь обратить внимание на необходимость прихватить с собой все, что нажито непосильным трудом – то есть, свое фото имущество, а порою и необходимые приспособления, принадлежащие друзьям и коллегам.

Дабы не полемизировать долго на тему оборудования, скажу, что свадебная съемка, лично для меня, не сводится только к репортажному ее моменту, а посему в моем рюкзаке находят место и макро, и теле, и оптика, формирующая изображение по так называемому принципу «рыбьего глаза». Ну, а уж без хорошего широкоугольника и высококачественного портретного объектива, думаю, не обойдется ни один репортаж.

Бесчисленное же количество аксессуаров долго перечислять даже по типам. Безусловно, нужно иметь и «страховочные комплекты». В общем, свадебный фотограф со временем рискует стать похожим на альпиниста. Моя сумочка размером с «камера + 2 линзы», с которой я впервые отправился на свадьбу, с годами «выросла» в здоровенный рюкзак, который даже в самом минимальном сборе весит не менее 10 кг.

Носить подобный комплект целый день на себе, да еще и бегать, прыгать и «стрелять» затвором, все равно, что заниматься спортом. Моментов, требующих готовности действовать нестандартно у свадебного фотографа может быть множество. Описать все ситуации, которые могут возникнуть, конечно же, невозможно. Дабы не гадать на кофейной гуще, выдумывая, что может случиться, расскажу о тех казусах, которые произошли со мною лично, когда я только начинал снимать свадьбы.

Подъезд

Началось все по «классической схеме» – друг попросил пофотографировать на его бракосочетании. Живем мы в одном доме, поэтому, можно сказать, неприятности начались прямо с порога. А точнее – с подъезда. Зелено-черная облицовочная плитка, беленый еще при Союзе потолок, стены покрашенные в «радужные» краски – все это, безусловно, «располагало» к получению красивых и красочных снимков. Таких вещей, как отражатели и портативные осветители я тогда еще не знал, и максимум, на что хватило фантазии и возможностей, так это использовать отраженный от потолка свет, взятой у друга внешней вспышкой. Вспышка была не очень мощная, и я тут же столкнулся с прелестями хоть и маленького, но очень темного и невзрачного помещения – отраженного света вспышки катастрофически не хватало. Узнал я об этом, увы, только после печати фото (снимал тогда еще на пленку, естественно).

Результат на полученных в лаборатории карточках был таков – достаточно светлые и проработанные персонажи на переднем плане, темнеющие ко второму ряду, и вовсе пребывающие в сумраке ряды гостей поскромнее – тех, кто не смог пробиться в первые ряды происходящего действа. На большее маломощной вспышки и пленки небольшой чувствительности не хватило… Ну что ж, все трудности преодолены, все гости шумною толпою во главе с молодым человеком, пробивающимся сквозь строящих козни подружек невесты, наконец, покидают тесные пролеты лестниц и парадных. Всем выйти из сумрака!

Квартира

У друзей в гостях бывал я раньше не раз, и потому идти «на разведку», как я тогда подумал, не было смысла – квартира знакомая, расположение комнат я детально представлял. В общем, решил я, что сложностей быть просто не может. Квартира хоть и малогабаритная, но была «вынуждена» вместить всех желающих поучаствовать в выкупе будущей супруги. Нет, в узкий коридорчик-то все дружною толпою вошли, в тесноте да не в обиде, как говорится, но в мой объектив с минимальным фокусным расстоянием 35 мм гости почему-то умещаться ни в какую не желали. Объектив, который на улице позволял охватывать достаточно широкие пространства, вдруг стал вмещать друзей лишь частями, и все происходящее в коридоре никоим образом не желало «влезать» в кадр. Я, естественно, даже примерно не знал, что и как будет происходить далее. И «последний форт» – дверь, отделяющая от невесты, не будучи предназначенной для прохода стада диких бизонов, оставила меня за спинами почти всего кортежа жениха и нескольких подружек невесты, указывающих, что нужно делать дальше. Поэтому искренне советую, дабы иметь возможность спланировать свои действия, старайтесь заранее выяснять у «продавцов невесты», где и какие именно испытания они планируют устроить жениху. В соответствии с данным планом старайтесь заранее занимать максимально выгодные для себя позиции. Кардинально изменить точку съемки в таких условиях крайне сложно, ну а расталкивать гостей, пробираясь с тыла во фронт действа, на мой взгляд, для свадебного фотографа дурной тон. Нужно быть предусмотрительнее.

«Недолгие» гости

И вот выкуп состоялся, фата снята, шампанское открыто, звучат слова последних наставлений перед выходом детей во взрослую жизнь. И только сейчас я понимаю, какую ошибку совершил, расслабившись на этом и повесив камеры на плечо... На выкупе присутствовали соседи, старенькая бабушка, старшая сестра невесты с маленьким ребенком. К чему я это? А к тому, что эти люди, естественно, не участвовавшие в прогулке после регистрации, не смогли прийти и в ресторан – у бабушки поднялось давление, а ребенок раскапризничался, и сестре пришлось уехать домой еще до начала банкета. Стоит ли говорить, о том, как им потом было обидно не найти себя на свадебных фото... Поэтому теперь я никогда не упускаю возможности запечатлеть всех персонажей! Даже если дети и старики будут участвовать в свадебном торжестве на протяжении всего дня, всегда нужно учитывать, что это гости, которые устанут в первую очередь и, конечно же, нужно успеть их запечатлеть в хорошем расположении духа и веселом настроении, ведь свадебные фото должны передавать атмосферу праздника и веселья.

ЗАГС

Следующим интересным и весьма ответственным  этапом съемки является, конечно же, регистрация брака в ЗАГСе. Подъезжая к нему, я подойдя ответственно к предстоящему моменту, сменил недоснятую пленку на новую катушку и с видом серьезного свадебного профессионала продефилировал вслед за молодыми в зал ожидания районного загса. Сколько же кадров упустил я возможность снять до «окольцевания»...

Лишь потом, перебирая в памяти как невеста наносила последние штрихи перед зеркалом, как жених нервно ощупывал лишь недавно полученный паспорт, как мама еле сдерживала слёзы радости, я нещадно клял себя за то, что я «не видел» этих кадров. Те эмоции которые для всех естественны и лишь на первый взгляд не привлекают внимание, имеют огромное воздействие на фото в свадебном альбоме. Упускать их нельзя. Думаю, что многие со мною согласятся, что такие ошибки это куда больший пробел в съемке, чем даже ошибки технического характера.

Саму регистрацию я, конечно же, не рискнул снимать самостоятельно и снимал из-за спины фотографа, работающего в загсе. Из работы этого человека я еще в первую свою съемку сделал для себя очень важный вывод – права на ошибку у фотографа нет! Сама роспись, равно как и одевание колечек, происходят достаточно быстро, и что самое главное – один раз, повторить этот момент не возможно. И как вы думаете, что произошло? Активно использованная на выкупе вспышка, конечно же, заряжалась крайне медленно и я замешкавшись что же мне делать – ждать зарядки или сменить батарейки, упустил половину регистрации.

Фотосъемка в ЗАГСе предъявляет повышенные требования к техническому оснащению. Чем «скорострельнее» Ваша камера, тем больше дублей будет в дальнейшем. В наше время такие события редко снимают на пленку, поэтому не жалейте места на своей флешке. Я по привычке не снимаю длинными сериями, чтобы потом выбирать один лучший кадр из десятка, а стараюсь в процессе съемки сразу запечатлевать лишь те моменты, которые на мой взгляд наиболее полно отображают характерные особенности того или иного момента. Но при недостаточном опыте свадебной съемки не пренебрегайте серийной съемкой. Ну, и конечно же вспышка, которую Вы используете, обязательно должна быть заряжена «свежими» источниками питания, иметь достаточную мощность, и уж совсем отлично, если вторя камере, вспышка может работать в режиме серийной съемки. 

Прогулка

Серьезно расстроившись, как настоящий фотолюбитель после неудачной фотоохоты, я поплелся в машину готовиться к предстоящей прогулке. Уж тут-то мне ничто не помещает, на улице я снимал много и часто, сложностей не может быть абсолютно никаких, - думал я. И сложностей и не возникло, прогулка прошла весело, гости подшучивали над молодыми, ребята посвящали всех в свои дальнейшие планы, все шло своим ходом. Веселье весельем, но по его результатам мне нужно было иметь отснятый материал, который бы мог потом стать козырем и хоть как-то сгладить мои предыдущие ошибки. И тут же я и сделал основную свою ошибку за прогулку – гости уже изрядно проголодались, да и шампанское само просилось в бокалы,  и я решил начать импровизированную фотосессию после небольшого ленча на капоте машины. Как же я ошибся… Попытки собрать гостей вместе, и уж тем более просить их каким-либо образом «серьезно» работать на камеру мне конечно же не удалось. Кто стеснялся, кто уже захмелел, кому просто было не интересно, а кто-то вовсе прятался за соседом, бурча под нос что-то о фотогеничности. В общем в итоге, я сделал ряд снимков, которые мне отчего-то напомнили школу. Да-да, те самые фотографии с рядами «мальчик-девочка». Без юмора, конечно, на эти фото смотреть просто никак нельзя...

Молодые

Совместные портреты молодоженов, безусловно, составляют основу свадебной фотосъемки. И я, хоть и совсем начинающий свадебный фотограф, не имеющий опыта подобных съемок, не имел права о них забыть. И не забыл, отснял достаточно много. И с первой же свадьбы взял за правило снимая только молодоженов, стараться ограничивать доступ на «рабочую площадку» кого бы то ни было.

Безусловно, каждый фотограф сам для себя решает порядок действий и выбирает правила, которыми руководствоваться, ни в коем разе не призываю поступать как делаю я. Тем более, что это не всегда возможно, а порою и вовсе не желательно. Итак, я решил «воровать» молодых у гостей на некоторое время и в достаточном уединении проводить съемку тех кадров, которые в дальнейшем, как правило, используются для оформления основных страниц альбомов, ставятся в рамочки, рассылаются родственникам. Это теперь, спустя годы, я могу это назвать фразой «постановочные свадебные фото», тогда же у меня возникла такая мысль из-за многочисленных кадров с участием «лишних людей».

На свадьбе они, конечно же, были не лишними – иначе бы их не приглашали, но вот на определенных фото, мне показалось им не место. Для себя плюсы такого подхода я вижу в том, что во-первых, никто не отвлекает пару и их внимание сосредоточено только на моих просьбах. Во-вторых, как я уже сказал, это наиболее верный способ исключить в кадре «случайного гостя». Ну и пожалуй самое важное то, что оставшись наедине, пропадает определенный барьер, порог смущения, неловкости у позирующих, так как на них смотрит лишь одна пара глаз, а не бесчисленное количество. Для большинства пар это актуально, ибо не стоит забывать, что свадебный фотограф работает не с профессиональными моделями, а с людьми, которые возможно вовсе первый раз «под прицелом» фотокамеры. Но фото для альбома от этого не должны пострадать!

Вместо послесловия.

Утомлять вас рассказом о моих мучениях с окончательно севшими батарейками в фотовспышке я не стану. Скажу лишь, что для полноценной съемки на последних этапах свадебного дня Вам непременно понадобиться высокочувствительный материал, так как достаточное освещение в ресторане это скорее исключение, подтверждающее правило. Нужно использовать большие, а порою огромные значения ISO, благо современные цифровые камеры имеют достаточно широкий диапазон чувствительности.

 Подытоживая свои воспоминания о первом «блине», который с профессиональной точки зрения, был явно комом - хотя молодожены и пришли в восторг от полученных фото! - скажу, что свадебная съемка возлагает на фотографа повышенную ответственность. Нужно критически оценивать свои навыки, безупречно владеть используемым оборудованием, знать все тонкости его применения. Моё мнение таково, что, в общем-то, дилетанту на свадьбе делать нечего. Уж лучше быть просто гостем с камерой, но не в коем случае не пытаться выдавать себя за профессионального свадебного фотографа, если не имеете достаточного опыта подобных съемок. Утверждаю это не безосновательно – сам набил столько шишек на свадьбах друзей, что потом было просто стыдно перед самим собой за такие свадебные фото. Съемка свадеб это работа для профессионала. Нужно иметь отличную реакцию и быть готовым к любым неожиданностям (плохие световые условия, поломка техники и пр.)! Повторюсь: права на ошибку у свадебного фотографа нет, переснять эти уникальные мгновения вам уже не удастся никогда. Но, увидев радость новоиспеченных мужа и жены, во время просмотра тех памятных кадров, которые ты запечатлел в столь важный для них день, понимаешь, что все твои старания не были напрасны. Пожалуй, это наивысшая награда для фотографа - осознавать, что люди довольны результатами твоего труда, что полученные карточки станут частью их семейной истории и займут достойное место в альбомах, которые потом с трепетом будут рассматривать уже их дети и внуки.

Голубев Михаил

октябрь, 2006 год

© 1999-2016 «Фотограф Михаил Голубев» Rambler's Top100 Свадьба.Net.Ru Карта сайта
Для закрытия окна — нажмите на изображение
Логин
Пароль